РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
«Эта книга не придумана, она остро пережита…»
Поэзия
Памяти Минского гетто
Публицистика
МАЛЕНЬКАЯ И… БОЛЬШАЯ СТРАНА
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
ПЕРЕКРЕСТКИ КУЛЬТУР. Израиль – Украине

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Камни с именами колен Израилевых

Конкурсы, творческие вечера, встречи Галина Подольская


Виктор Бриндач

25 марта в 18.30 в Иерусалиме в "Talpiot Museum" ( Амигур, Дов Грунер, 17) состоится открытие выставки станковой живописи Виктора Бриндача. На выставке будет представлен цикл "Двенадцать колен Израилевых". 13 работ цикла ( 130 х 70 см) и "Автопортрет в шапке хасида" ( 51 х 42 см). Каждая работа выполнена на холсте, маслом.

Танахический сюжет как Прошлое, Настоящее, Будущее

Тема "Двенадцати колен Израилевых" на сюжет благословения Иаковом своих сыновей занимает одно из почетных мест в живописи начиная с предренессансного периода и пользуется непререкаемым пиететом в стране Сиона. Роль колен в сохранении евреев как нации подчеркивалась также при создании государства Израиль.
Тема "Двенадцати колен Израилевых" – тот вечный сюжет, дающий возможность художнику ощутить себя частью исторического Прошлого, дать оценку событиям Настоящего, как правило повторяющим модель причинно-следственных отношений седой древности. И в них же – предтеча Будущего – пророческое ощущение грядущего...

Виктор Бриндач как явление современного изобразительного искусства осуществился в разных его областях: скульптор, театральный художник, иллюстратор книг, мастер элитарной станковой живописи.
Его отличают масштабность мышления, объемность, вместительность, укладистость, умение в рамках одного полотна сочетать портрет, натюрморт, видовой и архитектурный пейзаж, многофигурные жанровые сцены, виртуозное владение композицией, историчность, точность в исполнении деталей заданного сюжета, безбрежность художественного ощущении создаваемого им мира на полотне. Его персонажи обаятельны и трогательны, что эмоционально располагает к ним широкого зрителя.
Виктор Бриндач - удивительный остров, осколок культуры, сохранившей традиции и навыки школы старых мастеров в нашем мире.

С 2011 по 2014 гг. Виктор Бриндач вплотную работал над темой, которая во времена высокого искусства налагала на художника обязанность быть личностью, мастером и человеком, ощущающим себя частью мироздания, созданного Всевышним.
Цикл станковой живописи "Двенадцать колен Израилевых" кисти Виктора Бриндача не похож на художественные воплощения темы предшественниками. Художник идет от символики драгоценных камней, указанных в тексте "Книги Исхода":

И камни должны быть с именами детей Израиля,
двенадцатью,
выгравированными как на печати:
каждый камень с одним именем,
и будут вместе они соответствовать двенадцати коленам.
И сделай для нагрудника цепи из чистого золота,
на концах переплетенные искусно.

Арочные по форме, яркие и праздничные по цвету "Двенадцать колен Израилевых" Виктора Бриндача асоциативно возвращают к шагаловским витражам в Иерусалиме – любимому творению Бриндача. Художников разных эпох объединяет стремление подчеркнуть духовную связь колен с «небесами небес Всевышнего». Но как изобразительно решить одну и ту же задачу в разных материалах? "Витраж – перегородка между двумя сердцами – моим и всего мира", - утверждал Шагал, опираясь на эффект естественного света витражных окон в синагоге Медицинского центра Хадасса.
Но как передать ощущение этого Божественного соития с мирозданием в станковой живописи? Виктор Бриндач передает это видение "тверди небесной" через космос драгоценных камней, опираясь на их значения в нагруднике Первосвященника:

Первый ряд сделай из сардоникса, топаза и карбункула –
таким сделай первый ряд.
И второй ряд сделай из изумруда, сапфира и алмаза.
И третий ряд из гиацинта, агата и аметиста.
И четвертый ряд из берилла, оникса и яшмы;
они должны быть целиком оправлены в золото.

Реувен, Шимон, Леви, Иегуда, Иссахар, Звулун, Дан, Гад, Ашер, Нафтали, Иосиф, Биньямин – каждому из них, согласно каноническому тексту, предназначен один из самоцветов наперсника.
У Бриндача - драгоценные камни композиционно, по цвету и смыслу объединяют величественный эпос. Предметы на полотне эмоционально связаны. Они то ли плывут, то ли парят в невесомости предначертанного им круга. Каждая из реалий понятийно насыщена: предпосланная им история, определенный месяц еврейского календаря, зодиакальное созвездие, самоцвет, знамя, эмблема колена. Все это создает ощущение гимнического миракля о чуде на земле и небе – о чуде в тех правременах, когда все стихии мыслились едиными. Отсюда царственная цветовая палитра, торжественность, концертность, театральность и... повествовательность, словно исключающая остроту драматизма отдельно взятого фрагмента.
Остановлюсь на завершающем цикл полотне Виктора Бриндача – Иакове.

Самоцветные зерна

И вот полотно, завершающее мифопоэтический цикл Виктора Бриндача «Двенадцать колен Израилевых».
Стихии неба, земли и воды.
Парящий в небе орел держит в цепких лапках священный свиток, раскручивающийся от синевы небес до пенных волн.
Гигантский красный бык выплывает из пучины и, подхватывая нижнюю часть свитка мощной спиной, плывет, словно лада-ладья под натянутым парусом.
Свиток-парус – что стяг разноцветный, сшитый из лоскутков.
Всякий лоскут – надел каждого из колен.
Сам патриарх в праздничном хитоне и наперснике из самоцветов в золотой оправе.
Ладонь его левой руки – на сверкающих камнях нагрудника.
Правая – распростерта к свитку – с благословением двенадцати сыновьям, рожденным от жен и их служанок.
Торжественный Иаков-отец. Он, как мифический сеятель, разбрасывает самоцветные камни, чтобы зернами созидания взошли они на Земле Израиля.
И каждое из драгоценных зерен находит обозначенные границы своего надела и прорастает. И хранит благословение Иакова в потомках его сыновей – Реувена, Шимона, Леви, Иегуды, Иссахара и Звулуна (сыновья Лии), Дана и Нафтали (сыновья Билхи, служанки Рахили), Гада и Ашера (сыновья Зилпы, служанки Лии) и сыновей от любимой Рахили – Иосифа и Биньямина.
Действо Иакова подобно мифическому обряду, смысл которого заключается в том, что "твердь небесная" оплодотворяет сушу.
И огнями горят драгоценные камни на омываемой тремя морями Земле Израилевой, обозначенной в благословенном папирусе.
Радостным рыком приветствует жест патриарха лев – царь наземных зверей.
С ликующим клекотом орел – царь небесных созданий – распахнул свои крылья.
И в прозрачности вод голубых самоцветные рыбы разнесут весть по морям-океанам в дальние страны.
Драгоценные камни – символы идей Божественной славы. Каждый из них – в видениях Иезекииля у двенадцати могущественных ангелов, охраняющих ворота Рая.
Светятся камни шатров Авраама и Ноева ковчега. И свод осиянных небес составлен из этих камней.
Таковы камни из нагрудника – символа единства сыновей Израиля – самоцветные зерна Двенадцати колен. Преодолевшие времена и проросшие совершенством частицы заветов. Они способны овладеть фантазией художника и утвердить его позицию – право поставить свою точку в спорах об исконных границах Страны Сиона и современного государства Израиль, которым должно быть – как священным камням в наперснике первосвященника.

Опыт

Виктор Бриндач родился в 1941 году в Харькове, выпускник Одесского художественного училища имени М.Б.Грекова (скульптура), Московского государственного университета культуры и искусств (живопись), художественных мастерских народного художника РСФСР П.Т.Гусева и Народного художника СССР, Члена Российской Академии И.М.Рукавишникова.
В СССР художник выставлялся в Центральном доме художника в Москве, в Манеже, на Кузнецком мосту.
Живопись Бриндача имеется в собраниях Одесского художественного музея, Музея истории евреев Одессы «Мигдаль Шоршаим», Одесского Дома-музея имени Николая Рериха, Николаевского художественного музея имени Василия Верещагина. Бюст Николая Рубцова ( мрамор) – в Томском художественном музее, более десятка скульптур в различных материалах – в Музее современного еврейского искусства в Москве.
Монументальные работы Бриндача находятся в открытых пространствах городов бывшего СССР: мозаичные панно - в Одессе, витражи – в Тайшете, скульптурные композиции из кованой меди - в Нижнем Новгороде («Герой»), в Московской области ( «Воскресенский пастушок»), в Иркутске «Олени», в Тамбовской области - скульптурная композиция, посвященная лошадям («Подарок»). В Одессе ( Санжейка) сохранились первые скульптурные работы Бриндача - «Обнаженная", "Танцующие дельфины" ( бетон).

Значительный интерес представляет скульптурное литье Бриндача. В 1988 году композиция "Сормовичи", отлитая из цветных металлов (алюминий, медь), была приобретена Торговой палатой при Посольстве Югославии в России. В 1989 году скульптура "Космос" из силумина ( сплав алюминия с кремнием) был куплена Торговой палатой при Посольстве Великобритании в России.

С 1993 года Виктор Бриндач в Израиле. Он – член Ассоциации тель-авивских художников, Объединения профессиональных художников Израиля.
Среди персональных выставок художника наиболее значительны выставки в «Музее Танаха» (Тель-Авив), в Доме художника ( Тель-Авив), в Центре искусств "Дом Качества", Культурном центре "Гармония", Музее "Тальпиот" ( Иерусалим). Он – участник международных выставок (в частности, в Аргентине, Франции, США).
Наиболее последовательное выражение в творчестве Бриндача обрели темы, связанные с историей иудаизма, еврейскими традициями и текстами Пятикнижия. Бриндач - иллюстратор около десятка ивритских изданий изданий по истории иудаизма для детей и юношества.
Иллюстрации Бриндача к книгам на русском языке - "На кухне моей бабушки" П. Люкимсона, "Бизнес по-еврейски. Золотые правила и секреты успеха" М. Абрамовича и П. Люкимона - полны задора и юмора как комической стороны ситуаций, в которые мы нередко попадаем.
Цикл картин "Буквы еврейского алфавита" ( 22 работы) – в Канцелярии Премьер-министра Израиля.
Величественное произведение станковой живописи "Свет над Кфар-Шаулем" передано Виктором Бриндачем в дар Иерусалимскому центру психического здоровья Кфар-Шауль-Эйтаним.
И еще, сколь бы ни был драматичен сюжет, художник воплощает его как испытание на пути к свету – мир, устремленный к духовному возрождению. И ты ощущаешь это внутреннее движение в цвете. Стоит ли объяснять это желающему увидеть?
В программе открытия открытия выставки:
- приветствие из Одесского Дома-музея имени Н.Е.Рериха;
- фильм Нинель Мерлин "Виктор Бриндач. Двенадцать колен Израилевых.Станковая живопись";
- презентация книги-альбома В. Бриндача и Г. Подольской "Камни Двенадцати колен Израилевых";
- еврейская музыка.


 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.